Психолого-педагогические профессии

Учитель — это педагог, который занимается обучением и воспитанием. Учитель передает ученикам знания по различным предметам, развивает их способности и интересы, формирует у них навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе. Учитель также влияет на формирование личности ученика, его мировоззрения, ценностей и нравственности.

Обычно учителями называют школьных педагогов, педагогов системы среднего профессионального образования, хотя понятие “учитель” несколько шире. Учителем могут называть наставника, отвечающего за обучение и воспитание ученика. 

Учитель

Учитель — это профессия, которая имеет множество специализаций, в зависимости от предмета, возраста, типа и уровня образования учеников. Специализации у учителя могут быть следующими.

  • Учитель-предметник. Учитель может специализироваться на предмете, например, учитель биологии, учитель физики, учитель русского языка и литературы, учитель информатики и так далее.
  • Учитель начальных классовучитель старших классов: Учителя часто специализируются на преподавании для школьников определенной возрастной группы.
  • Учитель-дефектолог.  Это специалист, который занимается обучением и коррекцией детей с различными нарушениями развития: умственными, физическими, речевыми, психическими и т.д. Учитель-дефектолог должен иметь специальное образование по дефектологии или специальной педагогике, знать особенности развития и обучения детей с особыми потребностями, уметь применять специальные методы и технологии коррекционной работы. Учитель-дефектолог может работать в специальных (коррекционных) школах, классах или группах, а также в обычных школах в качестве консультанта или инклюзивного педагога.
  • Учитель-логопед. Это специалист, который занимается профилактикой, диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Учитель-логопед должен иметь специальное образование по логопедии или речевой терапии, знать особенности развития и функционирования речи, уметь выявлять и классифицировать речевые нарушения, применять специальные методы и технологии логопедической работы. Учитель-логопед может работать в школах, детских садах, логопедических кабинетах или центрах, а также на дому в качестве репетитора.
  • Учитель-психолог. Это специалист, который занимается психологическим сопровождением образовательного процесса, оказывая психолого-педагогическую помощь ученикам, учителям и родителям. Учитель-психолог должен иметь специальное образование по психологии или психолого-педагогическому образованию, знать особенности психического развития и обучения детей разного возраста, уметь проводить психодиагностику, психокоррекцию и психопрофилактику. Учитель-психолог может работать в школах, детских садах, психологических службах или центрах, а также на дому в качестве консультанта.
  • Учитель-методист. Это специалист, который занимается разработкой, внедрением и совершенствованием методов и технологий обучения по определенному предмету или направлению. Учитель-методист должен иметь высокую квалификацию по своему предмету, знать современные тенденции и инновации в образовании, уметь анализировать и оценивать эффективность методов и технологий обучения. Учитель-методист может работать в школах, методических кабинетах или центрах, учебных издательствах или органах управления образованием.
  • Учитель-тьютор. Это специалист, который занимается индивидуальным обучением и сопровождением учеников, учитывая их интересы, потребности и способности. Учитель-тьютор должен иметь глубокие знания по своему предмету или направлению, знать особенности индивидуального обучения, уметь составлять индивидуальные образовательные программы и планы, применять разнообразные методы и технологии обучения. Учитель-тьютор может работать в школах, тьюторских центрах или на дому в качестве репетитора.

Это лишь некоторые из многочисленных специализаций учителя, которые отражают разнообразие и сложность его профессиональной деятельности. 

Профессия учителя открывает множество возможностей для карьерного роста и профессионального развития. Учитель может стать не только преподавателем, но и руководителем, экспертом, разработчиком, исследователем, просветителем и другими ролями, которые требуют знаний, навыков и компетенций в области образования. 

Каким будет педагог будущего? 

Вопрос, который волнует сегодня не только сферу образования, но и все общество. 

Инновации, которые качественно меняют жизнь, приводят к тому, что традиционная модель «учитель — источник знания» становится анахронизмом. Люди становятся быстрее и многозадачнее, овладевают новыми техническими средствами, инструментами и методами коммуникаций. Это значит, что в ближайшем будущем должны возникнуть новые специальности, которые расширят и видоизменят сферу деятельности учителя, приспособив её к современным реалиям. Традиционная парадигма из двух составляющих «учитель — ученик» перестаёт быть единственной. Новые образовательные возможности, форматы и ресурсы породили потребность в специалистах с новыми ролями в секторе образования детей и взрослых.

Так, в «Атласе новых профессий» акцент сделан на то, что перспективной зоной компетенций в образовании станет:

  • использование цифровых инструментов («обучение с применением ИТ», онлайн-курсы, интерактивные симуляторы и тренажеры, игровые виртуальные миры и пр.);
  • влияние технологий на индивидуализацию и персонализацию учения, когда учебный процесс с использованием новых технологий «достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личностным особенностям».

Все это приведет к тому, что «в будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу». 

Онлайн-курсы, цифровые ресурсы, сервисы и приложения, онлайн-конференции, вебинары и личные виртуальные уроки в режиме реального времени — вот инструментарий виртуального образования, который будет развиваться и совершенствоваться в ближайшем будущем.

Вот некоторые из перспективных педагогических профессий будущего:

Координатор образовательной онлайн-платформыhttps://vuzopedia.ru/professii/region/city/122/541

Куратор онлайн-платформы  составляет онлайн-курсы для удаленного обучения, адаптируя требования конкретных дисциплин к онлайн-среде, администрирует работу платформы, решает коммуникационные проблемы между учителем и учеником. Учитель-куратор может помочь сформировать критерии интернет-поиска, научить отделять зёрна от плевел и предложить эффективный метод освоения материала. дать ему представления о том, где и как искать информацию, как её оценивать и как интерпретировать. Кроме всего прочего, информация, которая встречается ученику во время поисков, может быть не только недостоверной, но и вредоносной — здесь возникает запрос поддержание безопасности психики и техники.

Веб-психолог понимает особенности сетевой среды и интернет-социализации детей и подростков, помогает в преодолении таких проблем, как интернет-травля, кибербуллинг и столкновение с травмирующим контентом.

Игропедагог (https://vuzopedia.ru/professii/region/city/122/22) — это специалист с педагогическим или психолого-педагогическим образованием, который разрабатывает и проводит с детьми обучающие программы, основанные на игре. В отличие от игротехника, он не разрабатывает игры, а применяет готовые, подбирая их под определённые цели. В работе игропедагога сочетаются традиционные педагогические подходы и новаторские игровые методы, которые помогают ученику не только освоить учебную программу, но также развивать коммуникабельность, логику, творческое мышление и другие качества и навыки.

Организатор проектного обучения: https://vuzopedia.ru/professii/region/city/122/872