Виды проектов
Классификация проектов по виду проектной деятельности
1. Исследовательский проект.
По структуре напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, анализ полученных результатов. При выполнении такого проекта используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Тематика исследовательских проектов очень многообразна. Она может лежать в области одной или нескольких наук, касаться широкого круга социальных проблем, а также проблем экономики, культуры, образования, технологий и других сфер общественной жизни (например: изучение влияние вулканов на жизнь человека, определение путей решения глобальных проблем человечества, выявление тенденций развития искусственного интеллекта и т.д.).
2. Практико-ориентированный проект.
Нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика, ориентирован на практическое применение знаний и умений. Его отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в реальной жизни, например, школы, класса, микрорайона.
Примеры практико-ориентированных проектов: создание обучающего сайта, разработка экскурсионного маршрута, выработка предложений по обустройству школьного пространства и т.д.
3. Социальный проект.
Также носит практико-ориентированный характер, но, как правило, направлен на решение актуальных социальных проблем, предлагает конкретные решения, которые способствуют улучшению ситуации в селе, регионе, государстве.
Тематика социальных проектов может лежать в сферах экологии, волонтёрства, образования, культуры, условий развития людей с особенностями развития и других.
4. Информационный проект.
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Как правило, не предполагает проведение опытов, тестов, анкетирования и других методов практического исследования, но в нём обязательно присутствует анализ информационных источников – книг, периодических изданий, ресурсов сети Internet, а также материалов выставок, архивов, музеев и др.
Примерами информационных проектов может служить изучение особенностей творчества какого-либо писателя, художника, исторического деятеля; воссоздание истории какого-либо важного события и т.д.
5. Творческий проект.
Предполагает творческую деятельность, т.е. создание чего-то нового, отличающегося от имеющихся образцов. Отличается свободным, нестандартным подходом к оформлению результатов работы.
Продуктом такого проекта может быть постановка спектакля, выставки, проведение спортивных игр, создание произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.
6. Конструкторский проект.
Заключается в создании материального объекта, с полным описанием и обоснованием его изготовления и применения.
Продуктом конструкторского проекта может являться макет, какое-либо изделие, модель робота, устройства или механизма.
По предметно-содержательной области проекты делятся на монопроекты (выполняются в рамках одной науки, одного предмета), межпредметные (выполняются в рамках 2-3 наук, смежных предметов), внепредметные (выполняются по темам, не относящимся к конкретной науке или предмету).
По срокам реализации проекты бывают краткосрочные (до одной недели), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от одного месяца и больше). Выделяют также мини-проекты, которые разрабатываются в рамках одного-двух уроков.
По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.