Модуль 1 «Основы проектно-исследовательской деятельности»

Виды проектов

Классификация проектов по виду проектной деятельности

1. Исследовательский проект.

По структуре напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, анализ полученных результатов. При выполнении такого проекта используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Тематика исследовательских проектов очень многообразна. Она может лежать в области одной или нескольких наук, касаться широкого круга социальных проблем, а также проблем экономики, культуры, образования, технологий и  других сфер общественной жизни (например: изучение влияние вулканов на жизнь человека, определение путей решения глобальных проблем человечества, выявление тенденций развития искусственного интеллекта и т.д.).

2. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика, ориентирован на практическое применение знаний и умений. Его отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в реальной жизни, например, школы, класса, микрорайона.

Примеры практико-ориентированных проектов: создание обучающего сайта, разработка экскурсионного маршрута, выработка предложений по обустройству школьного пространства и т.д.

3. Социальный проект.

Также носит практико-ориентированный характер, но, как правило, направлен на решение актуальных социальных проблем, предлагает конкретные решения, которые способствуют улучшению ситуации в селе, регионе, государстве.

Тематика социальных проектов может лежать в сферах экологии, волонтёрства, образования, культуры, условий развития людей с особенностями развития и других.

4. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Как правило, не предполагает проведение опытов, тестов, анкетирования и других методов практического исследования, но в нём обязательно присутствует анализ информационных источников – книг, периодических изданий, ресурсов сети Internet, а также материалов выставок, архивов, музеев и др.

Примерами информационных проектов может служить изучение особенностей творчества какого-либо писателя, художника, исторического деятеля; воссоздание истории какого-либо важного события и т.д.

5. Творческий проект.

Предполагает творческую деятельность, т.е. создание чего-то нового, отличающегося от имеющихся образцов. Отличается свободным, нестандартным подходом к оформлению результатов работы.

Продуктом такого проекта может быть постановка спектакля, выставки, проведение спортивных игр, создание произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.

6. Конструкторский проект.

Заключается в создании материального объекта, с полным описанием и обоснованием его изготовления и применения.

Продуктом конструкторского проекта может являться макет, какое-либо изделие, модель робота, устройства или механизма.

По предметно-содержательной области проекты делятся на монопроекты (выполняются в рамках одной науки, одного предмета), межпредметные (выполняются в рамках 2-3 наук, смежных предметов), внепредметные (выполняются по темам, не относящимся к конкретной науке или предмету).

По срокам реализации проекты бывают краткосрочные (до одной недели), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от одного месяца и больше). Выделяют также мини-проекты, которые разрабатываются в рамках одного-двух уроков.

По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.