Модуль 1 «Основы проектно-исследовательской деятельности»

Теоретические основы проектирования

Проектирование в широком понимании – это способ деятельности, в ходе которого создается или вводится в использование что-то, что ранее не существовало (знание, изделие, услуга, событие, метод и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее.

Проектная деятельность –  это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.

Проект – это результат проектной деятельности, проектирования.

Признаки проекта:

  • наличие конкретной, чёткой цели;
  • уникальность (в определённой степени);
  • ограниченность во времени;
  • разовый характер работы (проект разрабатывается, реализуется и завершается);
  • ограниченность в ресурсах.

Проект реализуется тогда, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании имеющегося, то есть к разработке и реализации проекта человека побуждает актуальная потребность, проблема, требующая решения.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, проявляющаяся в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватного разрешения.

Осознание проблемы – первый шаг, с которого начинается любое проектирование и исследование: человек выявляет противоречие между тем, что есть и тем, чего бы хотелось; понимает недостаточность имеющегося опыта для решения противоречия между желаемым и действительным; задумывается над тем, что нужно сделать, чтобы это противоречие (проблему) разрешить; ставит цели и задачи и начинает действовать.

Алгоритм проектирования можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • определение проблемы;
  • определение цели и задач;
  • выдвижение гипотезы;
  • обсуждение методов исследования и предстоящей деятельности;
  • осуществление деятельности в соответствии с планом;
  • подведение итогов деятельности, оформление и презентация результатов;
  • формулирование выводов, выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта».

В зависимости от вида проекта в качестве его продукта могут быть представлены:

  • письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь и другое);
  • художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного искусства (прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель и другое);
  • материальный объект (макет, чертеж, конструкторское изделие, веб-сайт, блог, видеоролик и другое);
  • аналитический отчёт, описание результатов эксперимента и т.п. (для исследовательских проектов).