Теоретические основы проектирования
Проектирование в широком понимании – это способ деятельности, в ходе которого создается или вводится в использование что-то, что ранее не существовало (знание, изделие, услуга, событие, метод и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее.
Проектная деятельность – это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.
Проект – это результат проектной деятельности, проектирования.
Признаки проекта:
- наличие конкретной, чёткой цели;
- уникальность (в определённой степени);
- ограниченность во времени;
- разовый характер работы (проект разрабатывается, реализуется и завершается);
- ограниченность в ресурсах.
Проект реализуется тогда, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании имеющегося, то есть к разработке и реализации проекта человека побуждает актуальная потребность, проблема, требующая решения.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, проявляющаяся в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватного разрешения.
Осознание проблемы – первый шаг, с которого начинается любое проектирование и исследование: человек выявляет противоречие между тем, что есть и тем, чего бы хотелось; понимает недостаточность имеющегося опыта для решения противоречия между желаемым и действительным; задумывается над тем, что нужно сделать, чтобы это противоречие (проблему) разрешить; ставит цели и задачи и начинает действовать.
Алгоритм проектирования можно представить в виде последовательности следующих действий:
- определение проблемы;
- определение цели и задач;
- выдвижение гипотезы;
- обсуждение методов исследования и предстоящей деятельности;
- осуществление деятельности в соответствии с планом;
- подведение итогов деятельности, оформление и презентация результатов;
- формулирование выводов, выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта».
В зависимости от вида проекта в качестве его продукта могут быть представлены:
- письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь и другое);
- художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного искусства (прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель и другое);
- материальный объект (макет, чертеж, конструкторское изделие, веб-сайт, блог, видеоролик и другое);
- аналитический отчёт, описание результатов эксперимента и т.п. (для исследовательских проектов).