Модуль 1 «Основы проектно-исследовательской деятельности»

Характеристика основных компонентов проекта

Реальный проект может содержать не все элементы предлагаемой структуры (таблица 1). Набор компонентов проекта зависит от его вида. Наиболее полная структура характерна для исследовательских проектов, где обязательно определяется объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. Этого не требуется, например, для мини-проектов, реализуемых в рамках одного урока, для творческих и практико-ориентированных проектов, направленных подготовку какого-либо продукта или изделия.

Таблица 1 – Структура проекта

1.

Тема проекта

Чем собираемся заниматься?

2.

Актуальность проблемы

Почему это необходимо?

3.

Объект исследования

Что необходимо изучить?

4.

Предмет исследования

По каким «углом зрения» рассматривается объект?

5.

Цель (цели) проекта

Что мы получим в результате?

6.

Задачи проекта

 

Что необходимо сделать для достижения цели (целей)?

7.

Гипотеза исследования

 

Что будет, если…?

8.

Методы исследования

Какие способы достижения цели необходимо использовать?

9.

Этапы и календарный план реализации проекта

Кто, что и когда будет делать?

10.

Ресурсы и бюджет проекта

Какие ресурсы (материальные, финансовые, человеческие и др.) нужны для его реализации?

11.

Ожидаемые результаты

 

Какие изменения произойдут в результате реализации проекта?

12.

Риски и мероприятия по их снижению

Что может помешать выполнению проекта и как это предотвратить?

13.

Перспективы развития проекта

Какие новые направления деятельности возможны?

14.

Автор (авторы) проекта

Кто разработал данный проект?

 

Остановимся на основных компонентах проекта более подробно и приведём примеры формулировок для учебных проектов психолого-педагогической направленности.

3.1. Тема проекта

Часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Тема – это своего рода визитная карточка выполняемой работы.

Традиционные требования к формулировке темы:

  • тема должна быть сформулирована по возможности лаконично;
  • используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Способы формулировки темы:

1) Формулировка темы начинается со слов «Развитие…», «Исследование…», «Формирование…», «Особенности…», «Воспитание…», после чего следует предмет исследования, связанный с объектом исследования при помощи слов «в ходе», «в», «в процессе» и др. Например: «Развитие мыслительной активности учащихся в ходе групповой работы на занятиях», где объект исследования – групповая работа, предмет исследования – мыслительная активность учащихся.

2) Формулировка темы при помощи гипотезы. Для формулировки такой темы необходимо указать способ, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель. Например: «Групповая работа как способ развития мыслительной активности учащихся»: здесь гипотеза состоит в предположении, что в ходе групповой работы учащихся развивается их мыслительная активность.

3) Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться. Например: «Групповая работа учащихся на уроке – эффективная технология или «модная» тенденция?»

4) Формулировка темы при помощи предмета и объекта исследования, которые связаны между собой при помощи слов «в», «в процессе», «в ходе» или при помощи употребления объекта исследования в родительном падеже, например: «Мыслительная активность учащихся в ходе групповой работы».

5) Формулировка темы при помощи вопроса, в котором содержится предмет и объект исследования. При этом при формулировании темы используются вопросительные слова «как», «зачем», «когда», «почему» и вопросительная форма предложения. Например, «Почему групповая работа полезна для развития мыслительной активности учащихся?

Удачно сформулированная тема:

  • содержит проблему, т.к. отсутствие проблемы приведёт к реферативному характеру работы;
  • отражает содержание работы;
  • соответствует целям и задачам;
  • отражает предмет исследования;
  • соответствует научному стилю речи.

Тема может иметь два названия: теоретическое и творческое. Например, «Они были первыми. (История нашей школы в лицах)».

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Не следует выбирать слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

На начальном этапе работы не всегда можно точно определить тему проекта, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

3.2. Актуальность проблемы

Актуальность определяется как важность и значимость рассматриваемой темы в настоящий момент. Актуальность проекта – это обоснование необходимости решения выявленной проблемы.

Актуальность принято описывать с точки зрения значимости для автора и для тех, кому ещё она может быть полезна.

Определение актуальности – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, необходимости проверки новых методов и т.п.

Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость изучения данной темы, указать, почему именно эта тема и именно в настоящее время является важной. Желательно кратко осветить причины, по которым возникла потребность рассмотрения этой темы. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы.

Описание актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Текста от нескольких предложений до одной страницы вполне достаточно.

3.3. Объект и предмет

Определение объекта и предмета исследования предшествует выбору темы исследования.

Сначала надо определить область исследования – ту сферу, в которой планируется работать. В школьной практике она может соответствовать учебному предмету или ряду предметов, научной сфере, связанной с профилем обучения (например, сфере педагогики или психологии).

Объектом исследования является процесс или явление, на которые направлено исследование. Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?».

Объектами исследования могут быть могут быть:

  • процессы – например, педагогический, учебно-воспитательный; процесс управления школой, процесс социализации детей и подростков, процесс формирования познавательного интереса (например, при обучении физике) и др.;
  • идеи – например, идея развития образование на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, курс на создание развивающей образовательной среды и др.;
  • методы – например, сравнительные методы в педагогике, педагогический эксперимент и др.;
  • формы, методы и приемы деятельности учащихся – например, самостоятельная работа учащихся, формы ученического самоуправления, работа учащихся в школьном музее и др.;
  • формы, методы и приемы деятельности воспитателей и учителей – например, проблемные методы обучения, взаимодействие с родителями, формирование классного коллектива и др.

В рамках одного исследования рассмотреть объект во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно. Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «что именно нас интересует в объекте?».

Поскольку определение объекта и предмета зачастую вызывает затруднения (особенно у начинающих исследователей), легче и проще всего показать механизм их выделения на примере.

Пример выделения объекта и предмета исследования

Предположим, что наш объекта исследования (что мы изучаем?) – проблемное обучение в школе.

А что нас интересует в этом объекте, под каким «углом зрения» мы будем его рассматривать? Выделим из объекта возможные предметы исследования.

  1. Что может интересовать в проблемном обучении психолога? Наверное, ему важно знать, как проблемное обучение влияет на развитие познавательных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления и т.д.). Соответственно, предмет исследования может быть сформулирован, например, так: влияние проблемного обучения на развитие творческого мышления учащихся.
  2. Что может интересовать в проблемном обучении педагога? Для него в первую очередь важно знать, как проблемное обучение влияет на освоение учащимися учебного материала. Соответственно, предмет исследования может быть сформулирован, например, так: влияние проблемного обучения на формирование знаний, умений, навыков учащихся.
  3. А если речь идёт об учителе конкретного предмета, например, истории? Ему важно знать, как проблемное обучение поможет учащимся освоить программу по истории. Соответственно, предмет исследования может быть сформулирован, например, так: влияние проблемного обучения на формирование знаний, умений, навыков учащихся по истории.

Приведенный пример позволяет понять и сопоставить характеристики объекта и предмета исследования:

  • объект и предмет соотносятся как общее и частное;
  • один и тот же объект может быть предметом разных исследований;
  • предмет находится в границах объекта исследования;
  • предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).

3.4. Цели и задачи

Цель – это конечный результат (продукт) проекта. При формулировании цели нужно ответить на вопрос «Что вы хотите получить в результате?».

Цель обязательно должна соответствовать теме, объекту и предмету исследования. Её необходимо формулировать так, чтобы:

  • она была достижима;
  • определяла образ конечного результата.

Цель лучше формулировать как результат, а не как процесс, поэтому простейший конструктор для формулирования цели включает: действие (в форме существительного), образ результата и уточнение. Цель принято формулировать в существительной форме (разработка, организация, создание, изучение и т.д.).

Может ли в проекте быть не одна, а несколько целей? Может, но их количество не должно быть более 2-3-х (это зависит от решаемой проблемы и масштаба исследования).

Как оценить корректность формулировки цели?

Считается, что цель сформулирована корректно, если она соответствует технологии SMART:

  • Specific — конкретна;
  • Measurable — измерима;
  • Achievable — достижима;
  • Relevant — актуальна;
  • Time bound — ограничена во времени.

Задачи – это действия, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели.

Как сформулировать задачи?

Задачи принято формулировать в форме ответов на вопрос «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?». Поэтому постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Перечисление задач строится по принципу от «простого к сложному», т.е. от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования или сложностью создания проектного продукта.

Задачи принято формулировать с использованием неопределенной формы глагола: исследовать, проанализировать, получить, оценить, определить, выявить, установить, усовершенствовать, разработать, проверить, сопоставить и т.д.

При разработке задач индивидуальных проектов предлагается выделить:

  • задачи, связанные с изучением теории (изучить, найти, собрать информацию и т.д.);
  • задачи, связанные с практическими действиями (провести эксперимент, разработать модель, спроектировать и т.д.);
  • задачи, связанные с публичным представлением результатов (показать, выступить, продемонстрировать, провести и т.д.).

Пример 1.

Тема исследовательского проекта: «Технология проблемного обучения на уроке математики».

Объект: технология проблемного обучения.

Предмет: использование технологии проблемного обучения на уроке математики.

Цель: определение и апробация алгоритма использования технологии проблемного обучения на уроке математики.

Задачи:

  • изучить сущность технологии проблемного обучения;
  • описать алгоритм использования технологии проблемного обучения на уроке;
  • подготовить и провести фрагменты уроков математики для учащихся младших классов с использованием технологии проблемного обучения на основе алгоритма.

Пример 2.

Тема исследовательского проекта: «Коллективное творческое дело (КТД) в нашем классе».

Объект: организации воспитательной работы в классе.

Предмет: КТД как форма организации воспитательной работы.

Цель: определение и апробация алгоритма подготовки и проведения КТД в классе.

Задачи:

  • изучить сущность КТД как формы организации воспитательной работы;
  • описать алгоритм подготовки КТД;
  • подготовить и провести на основе алгоритма КТД, посвящённое 230-летию со дня рождения А.С. Грибоедова.

Пример 3.

Тема творческого проекта: «Нам – 70!» (празднование 70-летнего юбилея школьного музея).

Цель: сбор материалов об истории школы и создание музейной экспозиции.

Задачи:

  • организовать поисковую деятельность учащихся и педагогов по сбору материалов для школьного музея;
  • приобрести необходимое оборудование и материалы;
  • оформить собранные материалы в виде музейной экспозиции;
  • организовать пробные экскурсии по созданной музейной экспозиции. 

3.5. Гипотеза  

Гипотеза – это предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • быть реально доказуемой или опровергаемой в ходе исследования.

При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…», «возможно…», «при условии, что…», «… будет способствовать…» и др.

Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает окончательный вид.

Примеры формулировок гипотез.

Пример 1.

Тема учебного исследования / исследовательского проекта: «Проблемное обучение на уроках литературы и творческое мышление учащихся».

Гипотеза: использование проблемного обучения на уроках литературы позволит лучше развивать творческое мышление учащихся.

Пример 2.

Тема учебного исследования / исследовательского проекта: «Стресс и здоровье школьников».

Гипотеза: школьники с высоким уровнем стресса больше подвержены простудным заболеваниям.

3.6. Методы исследования

Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Методы научного познания делятся на общие (теоретические и эмпирические) и специальные.

Рассмотрим методы, которые традиционно используются в работе над индивидуальным проектом (таблицы 2, 3).

Таблица 2 – Теоретические методы исследования

Метод

 

Назначение метода

Алгоритм использования метода

1. Изучение информационных источников

Для погружения в тему, выделение ключевых слов, понятий

Поиск информации, смысловое чтение, преобразование и интерпретация

Анализ текста, формирование списка ключевых слов

Можно использовать разные виды смыслового чтения

2. Анализ: мысленное или реальное расчленение целостного предмета (объекта) на отдельные компоненты для их всестороннего изучения

Для детального изучения объекта или явления

Выделение элементов (компонентов) и свойств объекта или явления

Можно использовать таблицы, схемы и т.д.

3. Синтез: мысленное или реальное соединение ранее выделенных частей предмета или объекта в единое целое

Для формирования общего представления об объекте

Объединение элементов (компонентов) и свойств объекта в целое.

Изучить несколько источников и составить на их основе один текст.

Можно использовать таблицы, схемы

4. Классификация: разделение единого целого на содержательные взаимосвязанные составные части

Для упорядочивания и систематизации большого объема информации

Определение признаков объектов, выделение общих и отличительных признаков, распределение объектов по видам, подвидам

Можно использовать таблицы, схемы

5. Обобщение: определение общих существенных признаков

Для определения выводов и заключений

Определение общих существенных признаков объектов, фиксация общности объектов в форме понятия или суждения

Базируется на использовании анализа, синтеза и сравнения

Таблица 3 – Эмпирические методы исследования

Метод

Назначение метода

 

Алгоритм использования метода

1. Опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование): устное или письменное обращение к определенной группе людей с вопросами, содержание которых отражает проблему исследования

Получение информации о различных фактах, явлениях и событиях

Фиксирование вопросов, подготовка условий, выбор способов обработки и представления полученной информации и др.

Заранее предусмотреть способ обработки полученной информации

2. Наблюдение: запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления, полученные результаты которого фиксируются наблюдателем

Сбор данных для последующего анализа

Определение цели наблюдения, выбор объекта, средств и условий наблюдения, выбор способа фиксирования и обработки результатов

Подготовить материалы для фиксации результатов наблюдения

3. Эксперимент: исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых условиях

Проверка теоретических положений

Составление плана, подготовка условий и оборудования, проведение опытов, фиксирование и обработка результатов

Соблюдать меры предосторожности и технику безопасности

4. Измерение: определение количественных характеристик изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств путем сравнения

Получение точных количественных данных

Выделение свойств объекта, способов сопоставления с эталоном, фиксация результатов, выводы

Выбор метода соотносить с его чувствительностью

5. Сравнение: базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций

Сравнение объектов, позволяющее познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики

Определение объектов сравнения, выбор признаков для сопоставления, сопоставление признаков, определение сходства и различий, вывод

Можно использовать таблицы, схемы, приемы смыслового чтения

6. Моделирование: изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели)

Изучение оригиналов, определение или уточнение их характеристик

Выделение ключевых свойств объекта, его замещение

Моделирование может быть теоретическим или материальным

 3.7. Этапы и календарный план реализации проекта

После обсуждения основных задач проекта необходимо продумать последовательность действий по их решению и составить календарный план основных мероприятий с указанием исполнителей, сроков и ожидаемых результатов.

Обычно проект делится на этапы – подготовительный, этап реализации, итоговый. Например, подготовительным этапом проекта могут быть выбор темы (проблемы) проекта, определение цели и задач, выбор научного руководителя, сбор информации по теме, изучение теоретических источников по теме. 

В этапе реализации проекта содержится перечень конкретных шагов и действий участников проекта, например, проведение эксперимента, социологического опроса, лабораторного опыта и т.д.; анализ полученных данных, формулирование выводов.

В итоговом этапе должно быть отражены формы представления полученных результатов (например, торжественное открытие музея; разработка методических рекомендаций, презентация видеоролика, сценария мероприятия и т.д.).

Форма календарного плана представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Календарный план реализации проекта

№ п/п

Этап

Содержание этапа

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

 

 

3.8. Ресурсы и бюджет проекта

Основа реализации проекта – цель и средства её достижения. Когда цель выбрана, нужно понять, какими ресурсы для её реализации вам необходимы и какими вы располагаете.

Ресурсы проекта – это трудовые, технические и/или материальные единицы, используемые при выполнении задач и обеспечивающие возможность реализации поставленной цели проекта.

Чтобы понять имеются ли в наличии необходимые ресурсы, и каких не достаёт, необходимо составить бюджет проекта, т.е. определить виды требуемых ресурсов, их объем и источники. Разные проекты требуют разные виды ресурсов.

Основные виды ресурсов: финансовые, технические (оборудование, орудия и средства труда), материальные и сырьевые (материалы, сырьё, инструменты и т.д.), трудовые (люди, которые работают в проекте), информационные (всевозможные источники информации), интеллектуальные, социальные (административные).

В случае выполнения индивидуального проекта ресурсы можно разделить на две группы: собственные и привлечённые. Собственные – это ресурсы авторов проекта, а привлечённые зависят от того, кого удастся привлечь в проект (например, родители могут обеспечить материалами и интеллектуально, могут сами включиться в проект; школа – интеллектуально, организационно, оборудованием).

Если проект имеет локальное социальное значение, то можно привлечь административные ресурсы, которые способны помочь организационно, финансово, техникой и материалами.

Важнейший ресурс, которые необходимо принять во внимание – время. Надо быть готовым к тому, что реализация идеи потребует гораздо больше времени, чем автор проекта изначально предполагал. А это значит, что потребуется больше и всех других затрат.

Пример оформления бюджет проекта представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Бюджет проекта

№ п/п

Статьи расхода

Расчёт суммы затрат

Итого

1

Бумага формата А4

1*350 р.

350 р.

2

Канцелярские товары

800 р.

800 р.

3

Заправка картриджа

250 р.

250 р.

4

Наградной материал (грамоты)

10*150 р.

1500 р.

6

Итого

 

2900 р.

 3.9. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты связаны с целью проекта, но их не следует отождествлять. Цель проекта реализуется в виде продукта проектной деятельности, а результаты отражаются в позитивных изменениях, происшедших в людях (авторах проекта и тех, кому он предназначен).  

Например, в творческом проекте «Нам – 70!» (празднование 70-летнего юбилея школьного музея), основная идея которого заключается в сбережении и привлечении внимания к истории школы, продуктом будет соответствующая музейная экспозиция. Ожидаемые результаты заключаются в том, что исполнители (учащиеся школы, педагоги, ветераны школы) приобретут знания об истории родной школы, в совместной деятельности по изготовлению экспонатов осуществятся связи поколений: ветераны передадут детям свой опыт, школьники обогатят старшее поколение современными знаниями.

3.10. Риски и мероприятия по их снижению

Риски проекта – это те события или явления, которые могут помешать реализации проекта на любом его этапе, так как происходят независимо от вашего желания, либо носят стихийный характер. Своевременное выявление и объективная оценка вероятных рисков необходимы в любом проекте, как необходимы и превентивные меры по их снижению.

Например, в проекте по озеленению школьного двора рисками являются низкая всхожесть семян, «выпадение» рассады для клумб, заморозки и прочие обстоятельства. Следовательно, мерами по снижению рисков будут: приобретение необходимого запаса семян, укрывного материала; обучение исполнителей проекта правильному уходу за рассадой и др.

В проектах по подготовке и проведению праздничных мероприятий риск заключается, например, в отключении электричества, неполадок с техникой, что требует продумывания возможных вариантов замены музыкальной аппаратуры, видеопрезентации другими средствами.

Типичными ошибками в определении рисков является отнесение к их разряду «запрограммированных неудач»: «низкой активности детей», «отсутствия мотивации школьников», «недостатка финансирования» и т.д. Строго говоря, это не риски, а опасения, возникающие в результате недостаточной убежденности авторов в актуальности проекта и непродуманности общей идеи. 

3.11. Перспективы развития проекта

Перспектива – это вид на будущее, возможность будущего успешного развития.  Интересный, содержательный  проект  содержит в  «зерна» новых проектов.

Варианты развития и идеи разработки новых проектов могут «родиться» на любом этапе разработки. Например, в творческом проекте «Нам – 70!» (празднование 70-летнего юбилея школьного музея), может появиться идея оформления новых разделов музея, создания школьного экскурсионного бюро, разработки виртуальных музейных экспозиций.

Определению перспектив развития проекта помогают вопросы:

  • как еще могут использоваться полученные продукты проектной деятельности?
  • возможно ли распространение результатов проекта в другие сферы деятельности?
  • какие проблемы выявились в ходе проектирования и как их можно решить в последующих проектах?

3.12. Автор (авторы) проекта

В данном разделе необходимо указать данные об авторе (авторах) проекта: фамилия, имя, отчество (полностью); где и кем работает/где и в каком классе учится; дополнительные сведение (заслуги, награды, победы в конкурсах и др.).