Курс «Основные понятия и вопросы психологии»

Основные понятия психологии

Понятийный аппарат психологии очень разветвлён, так как и сама наука психология включает множество отраслей (направлений), о которых говорилось выше. Остановимся только на самых общих понятиях и тех, которые характеризуют раздел «психология познавательных процессов», который тесно связан с педагогикой.

1) Личность – одно из ключевых понятий психологии.

Личность – это конкретный человек с присущими только ему индивидуальными свойствами, который является субъектом общественных отношений и сознательной деятельности. Следует отличать понятие «личность» от понятия  «индивид». Индивид – это человек как природное существо с момента рождения. Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает по мере своей жизнедеятельности. Таким образом, индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным. Познавательный (гносеологический) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Ценностный (аксиологический) потенциал определяется системой ценностных ориентаций личности в нравственной, политической и других сферах, т. е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Творческий потенциал определяется способностями личности к созидательной, продуктивной деятельности. Коммуникативный потенциал определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет.

2) Деятельность

Понятие личности неразрывно связано с понятием деятельности. Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой, призванное удовлетворить его потребности и интересы путем достижения сознательно поставленной цели. В структуре деятельности выделяют цели и мотивы. То, к чему стремится человек, есть цель деятельности, а то, почему он это делает, — мотив деятельности.

Деятельность состоит из действий. Действия – отдельные элементы деятельности. Они могут быть внешними (их можно наблюдать со стороны) и внутренними (они скрыты от посторонних глаз, совершаются во внутреннем плане); произвольными (волевыми) – продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий; непроизвольными (импульсивными) – осуществляются под действием сильных раздражителей и чувств).

Деятельность имеет свою структуру. Этапы деятельности: мотивационно-целевой (определение целей и мотивов); организационно-исполнительский (планирование работы, выбор оптимальных действий и средств, выполнение работы); рефлексивно-оценочный (проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов).

Среди видов деятельности выделяют: общение (основная цель – обмен информацией между людьми), игра (моделирование различных жизненных ситуаций), обучение(усвоение определенных знаний, умений, навыков), труд (производство предметов духовной и материальной культуры).

3) Сознание– высшая ступень развития психики: присущая только человеку форма обобщенного отражения и восприятия окружающего мира. Сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, реагировать на происходящие события, определять своё отношение к действительности. Понятие «сознание» близко, но не совпадает с понятием «психика»: психика присуща и человеку, и животным, а сознание — только человеку; психика, кроме сознания, содержит подсознание и бессознательное.

4) Познавательные процессы

К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Ощущение – процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира (цвет, форма, размеры предметов и объектов; звуки, запахи, вкус и т. п.).Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные (получаемые через осязание), органические (исходящие от рецепторов, расположенных во внутренних органах человека), обонятельные и вкусовые ощущения. Ощущения одновременно объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, и субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Восприятиепроцесс формирования образов окружающего мира на основе обобщения свойств предметов и явлений, полученных через ощущения. Восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным или смешанным в зависимости от анализатора, который доставляет информацию в мозг. В зависимости от объекта восприятия выделяются следующие виды: восприятие предметов; восприятие отношений; восприятие движений; восприятие пространства; восприятие времени; восприятие человека.

Свойства восприятия: избирательность (выделение тех предметов, явлений, ситуаций, которые в данный момент крайне важны и необходимы), предметность (целостность образа отнесение предмета или явления к определённой группе, категории), константность (окружающие предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.); осмысленность (восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов).

Внимание это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах);непроизвольным (возникает без всякого усилия со стороны человека), произвольным (когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия), послепроизвольным (возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий).

Выделяют следующие свойств внимания:

  • объем (измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно);
  • концентрация (степень сосредоточения сознания на объекте (объектах);
  • распределяемость (выражается в умении одновременно выполнять несколько действий, наблюдать за несколькими процессами, объектами);
  • устойчивость (длительность удержания внимания на конкретном предмете или его отдельной части, на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, разнообразие выполняемых действий);
  • переключаемость (способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности(объекте) в связи с возникновением новой задачи).

Память основа психической деятельности; это процесс накопления, сохранения и воспроизведения знаний, умений и навыков. Благодаря памяти человек может сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий, свой прошлый опыт. Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основными процессами памяти являются запоминание (закрепление ранее воспринятой информации), сохранение (удержание в памяти информация благодаря повторению, а также применению знаний на практике), воспроизведение (восстановление, извлечение ранее сохранённого – информации, знаний, опыта), забывание (выпадение из памяти, исчезновение ранее воспринятого, заученного).

Виды памяти по времени хранения:

  • мгновенная – благодаря этой памяти в течение 0,1—0,5 с. удерживается полная и точная картина того, что только что восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;
  • кратковременная – способна сохранять информацию в течение короткого промежутка времени и в ограниченном объеме (как правило, у большинства людей объем КП равен 7±2 единицам), фиксируется лишь наиболее значимая информация;
  • оперативная – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;
  • долговременная – информация сохраняется на неопределенно долгий срок.

Кратковременная и долговременная память тесно связаны: прежде чем поступить на хранение в долговременную память, информация поступает и обрабатывается в долговременной памяти. Это позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять жизненно важную информацию.

Виды памяти по типу запоминания:

  • двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций, на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд);
  • эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации;
  • зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов;
  • слуховая – преобладает запоминание и воспроизведение самых разнообразных звуков;
  • словесно-логическая память, благодаря которой человек может быстро и точно запомнить логику рассуждений, последовательность событий и т. п.

Существует ещё память обонятельная (хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи), вкусовая (преобладание в процессах памяти вкусового анализатора), осязательная (хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками). Эти виды памяти не являются для человека ведущими, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух.

Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс, в ходе которого происходит установление связей между объектами и явлениями окружающего мира, выделение их существенных (главных) свойств, переработка имеющихся представлений и создание новых обобщённых образов.

Различают несколько видов мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на восприятие и реальное преобразование предметов (явлений). В повседневной жизни наглядно-действенное мышление проявляется, например, при решении задач, требующих действий с предметами, такими как сборка мебели или ремонт автомобиля. Оно также полезно в творческих процессах, где необходимо представлять и воплощать идеи в материальной форме. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы, когда человек мысленно, с помощью воображения представляет ситуацию и возможности её преобразования. Люди, обладающие таким видом мышления, обычно более эмоциональны и творчески настроены. Наглядно-образное мышление особенно полезно в искусстве, дизайне, архитектуре и других креативных (творческих) областях. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Этот вид мышления характеризуется способностью к построению логических цепочек рассуждений и использованию языка для выражения мыслей и идей. В процессе словесно-логического мышления используются различные логические операции, такие, как классификация, анализ, синтез, сравнение и другие. Это позволяет систематизировать информацию, находить взаимосвязи и закономерности, а также осуществлять логическое обоснование своих рассуждений и выводов.

Воображение — это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал: образы реальной действительности (например, географический объект, где никогда не бывал), исторические образы, сказочные образы, образы будущего.

Виды воображения: активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное), продуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).