Курс «Основные понятия и вопросы педагогики»

Задачи и функции педагогики

Задачи любой науки – это основные вопросы, над которыми она работает. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

К постоянным задачам педагогики относятся:

  1. задача изучения закономерностей в области обучения и воспитания, т.е. поиск ответа на вопросы: какие условия надо создать, какие методы применить, чтобы достичь наилучшего результата в обучении и воспитании;
  2. задача разработки новых методов, форм и средств обучения и воспитания;
  3. задача прогнозирования изменений в образовании на ближайшее и отдаленное будущее;
  4. задача внедрения результатов педагогических исследований в практику.

Временные задачи возникают под воздействием текущего момента, диктуются потребностями практики. Например: создание электронных учебников, разработка методик индивидуального обучения, разработка тестов уровней педагогического мастерства и другие.

Для решения задач в педагогике используются теоретические и эмпирические (практические) методы исследования: изучение литературы, анализ документов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта, тестирование, анкетирование, эксперимент, моделирование и другие.

Функции науки – это её цели. Функции педагогики соотносятся с её постоянными задачами.

Функции педагогики

Общетеоретическая

Практическая
(прикладная)

Прогностическая

Накопление научных знаний о закономерностях образования; описание и объяснение педагогических фактов и процессов.

Совершенствование практики, разработка и внедрение новых форм и методов обучения и воспитания.

Обоснованное предвидение развития педагогического процесса, планирование предстоящих изменений.