Задачи и функции педагогики
Задачи любой науки – это основные вопросы, над которыми она работает. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
К постоянным задачам педагогики относятся:
- задача изучения закономерностей в области обучения и воспитания, т.е. поиск ответа на вопросы: какие условия надо создать, какие методы применить, чтобы достичь наилучшего результата в обучении и воспитании;
- задача разработки новых методов, форм и средств обучения и воспитания;
- задача прогнозирования изменений в образовании на ближайшее и отдаленное будущее;
- задача внедрения результатов педагогических исследований в практику.
Временные задачи возникают под воздействием текущего момента, диктуются потребностями практики. Например: создание электронных учебников, разработка методик индивидуального обучения, разработка тестов уровней педагогического мастерства и другие.
Для решения задач в педагогике используются теоретические и эмпирические (практические) методы исследования: изучение литературы, анализ документов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта, тестирование, анкетирование, эксперимент, моделирование и другие.
Функции науки – это её цели. Функции педагогики соотносятся с её постоянными задачами.
Функции педагогики
Общетеоретическая |
Практическая |
Прогностическая |
Накопление научных знаний о закономерностях образования; описание и объяснение педагогических фактов и процессов. |
Совершенствование практики, разработка и внедрение новых форм и методов обучения и воспитания. |
Обоснованное предвидение развития педагогического процесса, планирование предстоящих изменений. |