Курс «Основные понятия и вопросы педагогики»

Основные понятия педагогики

Каждая наука имеет свою систему терминов и понятий. Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. К ним относятся: образование, обучение, воспитание, развитие. Также в педагогике широко употребляются такие понятия, как педагогическая деятельность, педагогический процесс, преподавание, учение, ЗУН (знания, умения, навыки), формы, методы и приёмы обучения и воспитания, педагогическая технология, формирование личности, социализация.

Образование – единый целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – деятельность, направленная на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на приобретение ими опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни. Деятельность преподавателя в ходе обучения называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.  

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в личности человека.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Знания – это усвоенные учащимся факты, понятия, представления, правила законы, концепции, теории.

Умения – это применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма путём многократного упражнения.

Формы обучения и воспитания – способы организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем. Наиболее распространенной формой обучения является урок. В ходе урока различают фронтальную, групповую, индивидуальную, коллективную формы обучения (по количеству участников). Формы воспитания – варианты взаимодействия педагога и детей в воспитательных целях (например, классный час).

Методы обучения и воспитания – взаимосвязанные действия учителя и ученика, направленные на достижение образовательных целей.

Методы обучения по преимущественному источнику передачи информации подразделяются на три группы: словесные методы (рассказ, лекция, инструктаж, беседа, объяснения, доклад и т.д.), наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и т.д.), практические методы (упражнение, практикум, лабораторная работа, обучающие игры, творческий проект и т.д.).

Методы воспитания – это пути достижения целей воспитания.  Методы воспитания делятся на три основные группы: 1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, беседа, разъяснение, внушение, инструктаж, пример и др.); 2) методы организации деятельности и формирования поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающая ситуация и др.); 3) методы стимулирования деятельности (поощрение – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками; наказание, соревнование и др.).

Приёмы обучения и воспитания – это составные части метода, конкретная операция взаимодействия учителя и ученика в процессе реализации метода обучения/воспитания (например: метод – показ, приём – работа с картой)

Педагогическая технология – это совокупность форм, методов и приёмов обучения и воспитания, позволяющая достичь целей обучения, воспитания и развития.

Формирование личности – это процесс изменения личности под воздействием многих факторов, прежде всего, образования.  

Социализация – процесс становления человека как социального существа, приобретение им социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок).