Курс «Основные понятия и вопросы педагогики»

Педагогика в системе наук

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией. Педагогика, как было сказано выше, долгое время развивалась внутри философии. Дело в том, что философия разрабатывает систему общих для всех наук принципов и способов научного познания. И педагогика здесь не исключение. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является основой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Очень тесно педагогика связана с психологией. Ведь нельзя изучать процессы обучения, воспитания и развития человека, если не понимать свойства человеческой природы, потребности и возможности человека, не учитывать законы психической деятельности и развития личности – а все эти вопросы изучает психология. Педагогика «строит» образование, опираясь на психологические знания.

Педагогика не может развиваться без связи с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), и медицина. Так, одной из центральных для педагогики является проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – а это важнейший вопрос биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений – социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Взаимодействие педагогики с другими науками происходит в следующих формах:

  • педагогика использует основные идеи, теоретические положения, выводы других наук;
  • педагогика заимствует методы исследований, применяемых в этих науках;
  • в педагогике применяются конкретные результаты исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • учёные-педагоги участвуют в комплексных исследованиях человека.