Курс «Культура речи педагога»

Важность культуры речи для педагога

Педагог – профессия особая, поскольку он всегда находится в общении с коллективами людей: учащимися, родителями, коллегами по работе. Поэтому умелое владение речью, как устной, так и письменной, –  это один из главных признаков его профессионализма.

Образная, грамотная, логическая, живая речь учителя на уроке и вне его  позволяет решить многие учебно-воспитательные задачи, является основным инструментом педагогического воздействия и одновременно образцом для воспитанников.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Оно включает в себя три компонента:

  • нормативный компонент, который определяет речевую правильность произношения слов;
  • коммуникативный компонент – способность воспринимать и понимать речь собеседника;
  • этический компонент, представленный уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией.

Специально отобранные и использованные в конкретном акте общения элементы языка и являются по сути дела речью. Точность и правильность такого отбора зависят от эрудиции педагога, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые именно сейчас, в данную минуту при общении. 

Каждый учитель с точки зрения своих педагогических функций является в определенной степени оратором и поэтому должен владеть искусством слова. A.C. Макаренко придавал исключительное значение этому умению педагога,  он писал, «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить» (с. 56).

Знание языка и владение его ресурсами как принципиальный фактор педагогического мастерства влияют на профессиональный имидж педагога. Погрешности в речи, склонность к речевым штампам, затасканным фразам, бедность языка воспринимаются окружающими (учащимися, родителями) как свидетельство низкого уровня культуры учителя и снижают в их глазах его авторитет.