Курс «Культура речи педагога»

Взаимосвязь культуры речи и культуры общения

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения не только культурой речи, но и культурой общения. Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, а речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития обучающихся.

Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Неправильное педагогическое общение рождает у учеников страх, неуверенность, снижает желание и умение думать самостоятельно, формулировать и высказывать свои мысли.  Правильное педагогическое общение вызывает у учащихся положительные эмоции, радость от взаимопонимания и взаимодействия с учителем, побуждает их к высказываниям.

В центре правильного педагогического общения, речевого взаимодействия учителя с учениками должен быть диалог, исключающий одностороннюю речь учителя (монолог) и предполагающий максимальную активность ученика.

Типичные недостатки в речевой деятельности педагога (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумение точно выразить свою мысль и другие) часто исходят как раз из односторонней направленности речи педагога, свидетельствуют о неумении вести диалог, чувствовать партнера по общению, стимулировать его речевую активность.