Компоненты профессиональной речи педагога
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
- благозвучность (голос не должен вызывать неприятных ощущений);
- гибкость (педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения);
- управляемость (педагогу необходимо уметь говорить не для себя, а для слушателей, уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения);
- выносливость (голос педагога должен справляться с большими нагрузками).
Следующим компонентом речи является дикция.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание учениками того, что говорит учитель.
Очень важны темп и ритм речи педагога. Темп – это скорость речи. Можно выделить три темпа речи: замедленный темп (около 50–60 слов в минуту), средний (120 слов в минуту) и ускоренный (более 160 слов в минуту). Один темп речи должен меняться другим, включать обучающихся в разнообразные ритмические действия (слушание, наблюдение, выполнение определенных кратковременных операций и т.д.).
Наиболее оптимальным является средний темп речи. Однако выбор темпа речи педагога зависит от возрастных особенностей учащихся. Как показывают экспериментальные данные, в 5–6-х классах педагогу лучше говорить не более 60, а в 10-х классах – 75 слов в минуту. Кроме того, на темп речи влияют содержания речи и ситуации общения. Так, трудную часть материала педагог излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Скорость речи связана с индивидуальными качествами педагога – его темпераментом, характером. Однако педагог должен уметь приспосабливать свою речь к работе с конкретными учащимися в конкретной ситуации.
Ритм – скорость и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи.
Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, – насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», – писал К. С. Станиславский. Чем важнее слово, текст, тем размереннее (плавнее, ритмичнее, неторопливее) должна быть речь.
Интонация также имеет прямое отношение к технике речи педагога. Интонация – это манера произнесения высказывания с помощью пауз, логических ударений, повышения и понижения голоса, служащих для выражения различных смысловых и эмоциональных оттенков. Интонация помогает говорящему подчеркнуть цель и выделить ключевую информацию высказывания, выразить эмоции говорящего. Она является одним из основных средств речевого воздействия на слушателей.
Органично связаны с интонацией невербальные средства общения (жесты, мимика, телодвижения и др.). Они зависят от речевой ситуации и содержания высказывания.
Перечисленные компоненты присущи речи любого человека, но для педагога они имеют особую значимость и согласуются с требованиями к его профессиональной речи.