Курс «Культура речи педагога»

Требования к профессиональной речи педагога

В идеале все люди должны говорить грамотно и красиво. Но если для всех людей это просто пожелание, то для педагога – необходимое профессиональное качество.

В силу особенностей профессии, к речи педагога предъявляются очень высокие требования. Представим их в виде совокупности требований к технической стороне речи, требований к содержательной стороне речи и требований к качеству речи.

Требования к технической стороне речи

Требования к содержательной стороне речи

Требования к качеству речи

Техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп  и  ритм  речи); 

мелодичность (разнообразные оттенки речи, чередование понижения и повышения, жёсткости и мягкости голоса);

интонационная эмоциональность (выражение с помощью интонации своего отношения к высказываемой мысли, передача свои чувств и переживаний);

умелое использование невербальных средств общения (жестов, мимики, пантомимических движений).

Логичность (связь мыслей между собой и подчинённость главной мысли);

содержательность (насыщенность) (продуманность, краткость и при этом максимальная информативность);

точность (употребление наиболее подходящих для выражения мысли слов и предложений);

доступность (употребление понятных учащимся слов и выражений, объясняющий характер, движение речи от простого к сложному);

доказательность: (обоснованность и достоверность приводимой информации);

обращенность к ученику (опора на имеющиеся у ученика знания, опыт, учёт возрастных и личностных особенностей ученика, воздействие на его мысли и чувства).

Грамотность речи (соответствие всем нормам литературного языка);

чистота речи (исключение из употребления нелитературных слов, «слов-паразитов», следование речевому этикету (правилам общения);

богатство речи (использование большого по объёму словарного запаса, употребление множества разнообразных выражений, исключение повторений и речевых штампов);

выразительность речи (исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов).

Следует помнить, что нарушение перечисленных требований приводит к недостаткам в речи педагога. Наиболее часто отмечаются такие недостатки, как:

  • нечеткая артикуляция звуков;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо[ево];
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.).

Безусловно, знание требований и правил речевой культуры, следование им, постоянное совершенствование своей речи поможет избежать ошибок и достичь успеха. При этом следует помнить, что в речи отражается внутренний мир учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».