Требования к профессиональной речи педагога
В идеале все люди должны говорить грамотно и красиво. Но если для всех людей это просто пожелание, то для педагога – необходимое профессиональное качество.
В силу особенностей профессии, к речи педагога предъявляются очень высокие требования. Представим их в виде совокупности требований к технической стороне речи, требований к содержательной стороне речи и требований к качеству речи.
Требования к технической стороне речи |
Требования к содержательной стороне речи |
Требования к качеству речи |
Техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи); мелодичность (разнообразные оттенки речи, чередование понижения и повышения, жёсткости и мягкости голоса); интонационная эмоциональность (выражение с помощью интонации своего отношения к высказываемой мысли, передача свои чувств и переживаний); умелое использование невербальных средств общения (жестов, мимики, пантомимических движений). |
Логичность (связь мыслей между собой и подчинённость главной мысли); содержательность (насыщенность) (продуманность, краткость и при этом максимальная информативность); точность (употребление наиболее подходящих для выражения мысли слов и предложений); доступность (употребление понятных учащимся слов и выражений, объясняющий характер, движение речи от простого к сложному); доказательность: (обоснованность и достоверность приводимой информации); обращенность к ученику (опора на имеющиеся у ученика знания, опыт, учёт возрастных и личностных особенностей ученика, воздействие на его мысли и чувства). |
Грамотность речи (соответствие всем нормам литературного языка); чистота речи (исключение из употребления нелитературных слов, «слов-паразитов», следование речевому этикету (правилам общения); богатство речи (использование большого по объёму словарного запаса, употребление множества разнообразных выражений, исключение повторений и речевых штампов); выразительность речи (исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов). |
Следует помнить, что нарушение перечисленных требований приводит к недостаткам в речи педагога. Наиболее часто отмечаются такие недостатки, как:
- нечеткая артикуляция звуков;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо[ево];
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.).
Безусловно, знание требований и правил речевой культуры, следование им, постоянное совершенствование своей речи поможет избежать ошибок и достичь успеха. При этом следует помнить, что в речи отражается внутренний мир учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».