Курс «Понятие и правила педагогического общения»

Барьеры педагогического общения

Барьер общения

Сущность

Решение

Боязнь класса

Возникает при негативной установке на основании прошлого опыта общения: «Я в прошлом году работал в этом ужасном классе и сомневаюсь, что произошли изменения, он не исправим!»

Оптимистическое прогнозирование своей деятельности, психологическая настройка, переключение внимания на интерес к предстоящей работе

Физический барьер

Это дистанция, с помощью которой учитель отстраняет себя от учеников, «прячется» за кафедру, стол, стул

Демонстрация доверия, работа в открытой позиции

Социальный барьер

Учитель постоянно демонстрирует своё превосходство, свою позицию «сверху»: «Перед вами Учитель!»

Формирование чувства «мы», демонстрация собственной расположенности к классу

Гностический

Возникает в случае, когда педагог не адаптирует свою речь к возрасту и уровню развития учащихся; говорит заумно и непонятно.

Точное изучение и понимание уровня развития учащихся

Барьер первого впечатления

Восприятие и оценивание человека на основе первого впечатления о нем, которое может оказаться ошибочным: «Я видела, как ты дрался, ты вырастешь и станешь бандитом!»

Не достраивать на основе первого впечатления образ человека и  не связывать свои ожидания с созданным образом

Эффект первичности

Возникает, если учитель придает особое значение отрицательному мнению коллег о данном коллективе или ученике: «Я вам сочувствую, это трудный ребенок!»

Помнить золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Эффект ореола

Перенос ранее сложившегося общего впечатления о человеке на все его качества и поступки: «Он плохо учится, и я сомневаюсь, что вырастет хорошим человеком»

Избегание стереотипных негативных установок к отдельным учащимся

Эффект новизны

Придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека

Понять, чем вызван последний поступок, рассматривать его в совокупности с другими поступками и поведением человека в целом

Эффект проекции

Приписывание своих достоинств приятным воспитанникам, и своих недостатков – неприятным

Объективная оценка личностных качеств учеников

 

Чтобы научиться справляться с любыми видами психологических барьеров необходимо, прежде всего, сформировать правильные формы общения. Среди разнообразных индивидуальных форм выделяются и некоторые наиболее общие черты, совокупность которых определяется как стиль общения.