Барьеры педагогического общения
Барьер общения |
Сущность |
Решение |
Боязнь класса |
Возникает при негативной установке на основании прошлого опыта общения: «Я в прошлом году работал в этом ужасном классе и сомневаюсь, что произошли изменения, он не исправим!» |
Оптимистическое прогнозирование своей деятельности, психологическая настройка, переключение внимания на интерес к предстоящей работе |
Физический барьер |
Это дистанция, с помощью которой учитель отстраняет себя от учеников, «прячется» за кафедру, стол, стул |
Демонстрация доверия, работа в открытой позиции |
Социальный барьер |
Учитель постоянно демонстрирует своё превосходство, свою позицию «сверху»: «Перед вами Учитель!» |
Формирование чувства «мы», демонстрация собственной расположенности к классу |
Гностический |
Возникает в случае, когда педагог не адаптирует свою речь к возрасту и уровню развития учащихся; говорит заумно и непонятно. |
Точное изучение и понимание уровня развития учащихся |
Барьер первого впечатления |
Восприятие и оценивание человека на основе первого впечатления о нем, которое может оказаться ошибочным: «Я видела, как ты дрался, ты вырастешь и станешь бандитом!» |
Не достраивать на основе первого впечатления образ человека и не связывать свои ожидания с созданным образом |
Эффект первичности |
Возникает, если учитель придает особое значение отрицательному мнению коллег о данном коллективе или ученике: «Я вам сочувствую, это трудный ребенок!» |
Помнить золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» |
Эффект ореола |
Перенос ранее сложившегося общего впечатления о человеке на все его качества и поступки: «Он плохо учится, и я сомневаюсь, что вырастет хорошим человеком» |
Избегание стереотипных негативных установок к отдельным учащимся |
Эффект новизны |
Придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека |
Понять, чем вызван последний поступок, рассматривать его в совокупности с другими поступками и поведением человека в целом |
Эффект проекции |
Приписывание своих достоинств приятным воспитанникам, и своих недостатков – неприятным |
Объективная оценка личностных качеств учеников
|
Чтобы научиться справляться с любыми видами психологических барьеров необходимо, прежде всего, сформировать правильные формы общения. Среди разнообразных индивидуальных форм выделяются и некоторые наиболее общие черты, совокупность которых определяется как стиль общения.