Курс «Понятие и правила педагогического общения»

Правила педагогического общения

Учителям и тем, кто выбирает профессию учителю, полезно знать правила эффективного педагогического общения. Как уже отмечалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо тщательно подготовиться: заочно познакомиться с детьми (по документам, по отзывам), выверить свою речь, жесты и мимику, продумать внешний вид. Необходимо постоянно развивать свои коммуникативные умения, руководствоваться практическими советами по организации педагогического общения:

1) Умение вести беседу означает, прежде всего, уважение к собеседнику. Задавайте ему вопросы, на которые, вы знаете, что он с удовольствием ответит. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, говорите о том, в чем мнения совпадают. Чем больше в начале беседы положительных ответов, тем вероятнее ее положительный исход. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, что он не прав, особенно в начале беседы. Главное внимание уделяйте существу аргументов и краткости их изложения.

2) Педагогическое общение не терпит многословности, суетности и пустозвонства. Всегда старайтесь быть хорошим и внимательным слушателем. Внимание – лучший комплимент. Дайте понять собеседнику, что в чем-то он превосходит вас. Если даже вы умнее собеседника, не показывайте ему этого.

3) Не надоедайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами. Один из великих ораторов в истории человечества Марк Туллий Цицерон говорил, что не стоит завладевать разговором как своей вотчиной, из которой можешь выжить другого. Умейте слушать собеседника. Надо выслушать до конца, если даже ученик, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это показатель вашего внимания к его личности.

4) Организуя общение с учащимися, ориентируйте свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся. Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказываний с учетом его индивидуально-типологических особенностей, позиции в классе, отношений с одноклассниками.

5) Чаще улыбайтесь. Улыбка, создает общий благоприятный настрой, располагает к вам учащихся.

6) Проявляйте искренний интерес к ученикам. Чаще называйте их по имени.

7) Умете признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении.

8) Высказывайте слова одобрения, хвалите за хорошо выполненное задание. Это мобилизует усилия учеников, поддерживает положительный настрой на работу.  

10) Возникающие недоразумения устраняйте не в споре, а с помощью стремления понять другую точку зрения, с помощью аргументации и обоснования своей позиции. Несогласие не должно порождать неуважительности. Опровергая мнение собеседника, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. 

11) В дискуссии, в споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте мягкие слова для твердых аргументов. Не повышайте голоса. В споре можно победить, но испортить личностные отношения. Заметив, что ваш собеседник горячится, и начали горячиться вы сами, прекратите спор. Помните: то, что не удается доказать в спокойном тоне, не доказать и криком.

12) Умейте правильно делать замечания, правильно воспринимайте критику в свой адрес – это признак хорошего педагога.

13) При возникновении затруднений в общении с детьми, особенно неконтактными, стремитесь, чтобы ваше обращение к конкретному ученику начиналось с вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Это стимулирует развитие общения.

14) Избегайте штампов в общении с детьми во всех их проявлениях: в общей манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании запланированной схеме без учета реальной обстановки, в «психологической закрытости» самого учителя.