Курс «Понятие и правила педагогического общения»

Стадии педагогического общения

Педагогическое общение как процесс состоит из нескольких этапов (стадий):

  • моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к   уроку или мероприятию (прогностический этап);
  • организация непосредственного общения (начальный период общения) «коммуникативная атака»;
  • управление общением в педагогическом процессе;
  • анализ осуществленного общения и моделирование нового для решения другой педагогической задачи.

1 стадия. Осуществляется в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуально-типологическими особенностями учителя, особенностями отдельных учащихся и класса в целом. Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия.

Советы учителю на этом этапе:

  • вспомните конкретный класс, в котором вам предстоит дать урок;
  • вспомните, как вы общались с этим классом раньше, сконцентрируйтесь на положительных эмоциях от общения с классом в целом и с отдельными учениками;
  • подумайте, возможен ли на сегодняшнем уроке тот тип общения, который свойствен вам в данном классе;
  • работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте, как класс воспримет вас и материал урока;
  • попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке.  

2 стадия. На начальной стадии общения педагог берет инициативу на себя. Главной задача – привлечь внимание учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

3 стадия. Основным условием управления общением является инициативность педагога. Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий:

  • активность при организации начального контакта с классом;
  • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к общению по существу заявленной темы;
  • умение держать в поле зрения весь класс и, в то же время, взаимодействовать с отдельными учащимися;
  • преодоление негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  • соблюдение внешних атрибутов: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние педагога;
  • использование речевых и невербальных средств взаимодействия (активное включение мимики, пантомимики; контакт глазами и т.п.);
  • проявление дружелюбия и расположенности к детям;
  • поддержка возникающей у детей потребности взаимодействовать  с учителем.

4 стадия. После завершения общения необходима обратная связь: обсуждение результатов, исправление того, что не получилось.

Данная структура общения представляет наиболее типичные ситуации, которые могут сложиться в процессе педагогического общения. В реальности такая последовательность стадий может быть нарушена, некоторые этапы растянуты во времени, а некоторые, наоборот, недостаточно проявлены.