Стадии педагогического общения
Педагогическое общение как процесс состоит из нескольких этапов (стадий):
- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);
- организация непосредственного общения (начальный период общения) «коммуникативная атака»;
- управление общением в педагогическом процессе;
- анализ осуществленного общения и моделирование нового для решения другой педагогической задачи.
1 стадия. Осуществляется в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуально-типологическими особенностями учителя, особенностями отдельных учащихся и класса в целом. Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия.
Советы учителю на этом этапе:
- вспомните конкретный класс, в котором вам предстоит дать урок;
- вспомните, как вы общались с этим классом раньше, сконцентрируйтесь на положительных эмоциях от общения с классом в целом и с отдельными учениками;
- подумайте, возможен ли на сегодняшнем уроке тот тип общения, который свойствен вам в данном классе;
- работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте, как класс воспримет вас и материал урока;
- попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке.
2 стадия. На начальной стадии общения педагог берет инициативу на себя. Главной задача – привлечь внимание учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.
3 стадия. Основным условием управления общением является инициативность педагога. Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий:
- активность при организации начального контакта с классом;
- оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к общению по существу заявленной темы;
- умение держать в поле зрения весь класс и, в то же время, взаимодействовать с отдельными учащимися;
- преодоление негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
- соблюдение внешних атрибутов: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние педагога;
- использование речевых и невербальных средств взаимодействия (активное включение мимики, пантомимики; контакт глазами и т.п.);
- проявление дружелюбия и расположенности к детям;
- поддержка возникающей у детей потребности взаимодействовать с учителем.
4 стадия. После завершения общения необходима обратная связь: обсуждение результатов, исправление того, что не получилось.
Данная структура общения представляет наиболее типичные ситуации, которые могут сложиться в процессе педагогического общения. В реальности такая последовательность стадий может быть нарушена, некоторые этапы растянуты во времени, а некоторые, наоборот, недостаточно проявлены.