Стили педагогического общения
Стиль общения складывается из индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога сучащимися. По сути стиль общения педагога – это «почерк» его профессиональной деятельности. Существует несколько классификаций стилей педагогического общения.
Классификация на основе профессиональных установок педагога (В.А. Кан-Калик)
1) Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Это стиль, при котором педагог пользуется большим уважением у школьников.
2) Общение на основе дружеского расположения. Предполагает увлечённость общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3) Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Такой стиль формирует отношения учитель – ученики.
4) Общение – устрашение, негативная антигуманная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
5) Общение-заигрывание, характерное для педагогов, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Классификация на основе роли учителя и ученика в образовательном процессе
1) Авторитарный стиль общения характеризуется такими понятиями как диктат и опека. Все решения единолично принимает учитель, мнения учащихся не учитываются и отвергаются, они не принимают участия в обсуждении вопросов.
При авторитарном стиле общения учитель подавляет самостоятельность и инициативу учеников. Учащиеся недолюбливают таких учителей, чувствуют себя напряжённо, часто страдают низкой самооценкой. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) в большинстве случаев положительны.
2) Демократический стиль общения предполагает диалог, взаимодействие учителя и учеников. Решение любых вопросов происходит совместно, в результате свободного обсуждения. Главная задача педагога – это привлечение учащихся к решению совместных дел, повышение их активности и самостоятельности.
При таком стиле общения внешние показатели результатов педагогической деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле общения, однако дети любят таких учителей, в классе царит атмосфера сотрудничества, доверия, спокойствия, психологический климат благополучен.
В связи с главной целью воспитания – воспитание разносторонне развитой личности, её самостоятельности и активности – демократический стиль общения становится единственным действенным способом организации сотрудничества учителя и учеников.
3) Попустительский (игнорирующий) стиль общения – это стиль невмешательства, характеризуется отсутствием у учителя какой-либо ответственности перед классом за результаты деятельности. Педагог старается минимально включаться в образовательный и воспитательный процессы, формально выполняет свои обязанности.
Внешние показатели при таком стиле общения невысокие, успеваемость и дисциплина в классах неудовлетворительны, чувствуется недоверие и обособленность каждого участника процесса. Учителя не обладают авторитетом в глазах детей и родителей
Приведённые характеристики стилей общения представлены в «чистом» виде, в практике чаще всего наблюдаются «смешанные» стили педагогического общения. Каждый учитель в своей педагогической деятельности при необходимости использует отдельные моменты авторитарного стиля общения. Однако в целом хороший учитель должен стремиться сотрудничать с учениками, использовать демократический стиль общения, основой которого является диалог.