Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет несколько функций (назначений).
1) Информативная функция: через обмен информацией происходит усвоение учащимися определённых знаний, формирование у них необходимых умений, навыков и личностных качеств. Эта функция выполняется лучше, если в ходе общения осуществляется совместный поиск ответов на вопросы, происходит обсуждение информации, обеспечивается положительная мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности.
2) Функция освоения социальных ролей. Роль учителя и ученика программирует определённое, принятое в обществе, социальное поведение каждого из них. Для освоения новых ролей в ходе педагогического общения необходимо уходить от шаблонов: подключать учащихся к ведению отдельных элементов урока, давать возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
3) Функция самоутверждения личности. Главная задача педагога в ходе педагогического общения – создавать условия для саморазвития учащихся, осознания ими своего «Я», формировать у них адекватную самооценку и уверенность в себе.
4) Функция сопереживания. В процессе любого общения, а тем более педагогического, большую роль играет наличие чувства эмпатии – осознанного сопереживания эмоциональному состоянию другого человека. Понимание внутреннего мира ученика, его чувств, проблем, эмоций – необходимое профессионально-личностное качество учителя, которое, с одной стороны, является важным условием взаимопонимания и доброжелательного взаимодействия с учеником, а с другой стороны – примером для ученика в его отношениях с другими людьми.
Таким образом, организуя общение в системе отношений «учитель-ученик», надо задумываться не только о том, чтобы ученики усвоили передаваемую информацию, но и о том, чтобы были созданы условия для самовыражения и самоутверждения учащихся в процессе заинтересованного сотрудничества.