Автор: Г. И. Руденко
Методика используется для экспертной оценки педагогической одаренности учащихся.
Инструкция. Приведенные ниже утверждения связаны с характеристиками индивидуальных особенностей поведения человека. Прочитав внимательно каждое утверждение, постарайтесь оценить, насколько данная особенность характерна для поведения учащегося. В зависимости от частоты проявления того или иного показателя отметьте: “почти всегда”, “часто”, “иногда”, “почти никогда.
1. Не избегает решения задач, требующих умственного напряжения.
2. Отдает предпочтение активным, подвижным играм.
3. Быстро запоминает, «схватывает» учебный материал.
4. Фантазирует при ответе на вопросы.
5. Умеет сосредоточиться во время занятий.
6. Бурно реагирует, проявляет эмоциональную впечатлительность во время занятий.
7. Любит общаться с детьми младшего, чем он, возраста.
8. Способен длительное время выполнять интересную работу.
9. В совместных играх со сверстниками выступает в роли организатора.
10. Легко и быстро знакомится с новыми, незнакомыми людьми.
11. Проявляет сочувствие к другим людям.
12. Задает много вопросов на уроке.
13. В ряде вопросов проявляет компетентность, не свойственную возрасту.
14. Проявляет готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учебе (конкурсы, олимпиады и т. п.).
15. Без особых усилий может вспомнить ранее изученный материал.
16. Высказывает интересные, порой неожиданные идеи.
17. Может выполнять одновременно несколько заданий.
18. Быстро успокаивается после бурной эмоциональной реакции.
19. Проявляет готовность помочь окружающим его людям.
20. Отдает предпочтение выполнению заданий, которые ему наиболее интересны.
21. Проявляет инициативность, самостоятельность в игре.
22. Имеет много друзей.
23. Искренен в проявлении чувств.
24. На перемене обращается к Вам по различным вопросам.
25. Умеет выделять наиболее значимое, существенное.
26. Имеет много увлечений.
27. Легко заучивает большой по объему материал.
28. Пытается прогнозировать различные ситуации.
29. Проявляет интерес к играм, требующим концентрации внимания и усидчивости.
30. Способен быстро успокаиваться по требованию учителя.
31. Проявляет чуткость и доброжелательность в отношениях с другими людьми.
32. При организации различных мероприятий в классе и вне школы проявляет качества лидера.
33. Способен долго и самостоятельно заниматься любым делом.
34. Может внести оживление в детскую компанию.
35. Чувствует настроение учителя.
36. Вы испытываете трудности во взаимоотношениях с данным учеником.
37. Охотно решает задания новым способом.
38. Часто откладывает свои задачи на завтра.
39. Умеет связывать новый материал со старым, ранее изученным.
40. Проявляет изобретательность.
41. Во время занятий не отвлекается на действие посторонних раздражителей.
42. Не теряется при возникновении трудностей, препятствий.
43. Любит возиться с младшими братьями или сестрами.
44. Уверен в том, что может справиться с делом, которое должен выполнить.
45. Любит брать на себя руководящую роль в игре, другом деле.
46. Стремится первым завязать дружбу.
47. Переживает неудачи других людей (одноклассников и т. п.).
48. Вы довольны успехами данного ученика.
49. Быстро заражается радостным настроением от окружающих.
Уровни развития педагогической склонности в структуре педагогической одаренности представлены следующим образом.
Высокий уровень. Выражено устойчивое активно-позитивное отношение к педагогической профессии, проявляется способность к целесообразным решениям непредвиденных педагогических ситуаций. Демонстрируется уравновешенность, тактичность, отсутствие повелительных форм в общении с детьми. Наблюдается умение стройно и последовательно излагать свои мысли в доступной для детей форме. Отмечается эмоциональное удовлетворение от общения с детьми.
Средний уровень. Демонстрируется чуткое, внимательное отношение к детям, которое иногда может принимать формы попустительства. Отмечается эмоциональное удовлетворение от общения с детьми без принятия на себя роли старшего или руководителя. Редко проявляется инициатива к организации общественной деятельности с участием детей.
Низкий уровень. Отношение к детям носит отстраненный, индифферентный характер. Наблюдается эмоциональное дистанцирование от возможных ситуаций взаимодействия с ними. Выражено слабое понимание потребностей и возможностей детей.