Технологии воспитания

Технология организации «ситуации успеха»

Автор: Надежда Егоровна Щуркова, российский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор.

Идеи Н. Е. Щурковой:

  • культивирование настроения доброжелательности;
  • снятие страха перед деятельностью;
  • скрытая помощь;
  • авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
  • усиление мотивов деятельности;
  • педагогическое внушение;
  • педагогическая оценка.

Алгоритм воспитательного мероприятия:

  • определение цели;
  • построение содержания;
  • подготовка мероприятия;
  • проведение мероприятия;
  • анализ итогов мероприятия.

Концепция педагогической поддержки

Автор: Олег Семенович Газман, член-корреспондент Российской академии образования.

Под педагогической поддержкой О. С. Газман понимал оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:

  • с их физическим и психическим здоровьем;
  • социальным положением;
  • с успешным продвижением в обучении, принятием школьных правил;
  • с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
  • с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

О. С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида целицель как идеал и реальная цель. Идеальная цель – это формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть желание самого ученика и объективные возможности семьи, школы общества в целом.

О. С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

Коллективное творческое воспитание

Автор: Игорь Петрович Иванов, советский педагог, доктор педагогических наук, академик Академии педагогических наук СССР.

В основе технологии – коллективное творческое дело (КТД):

  • коллективное, потому, что это товарищеское, межличностное общение детей и взрослых;
  • творческое, потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому;
  • дело, потому что его результат – общая польза и радость («Дело, а не мероприятие!»).

Этапы организация КТД

1. Предварительная работа. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно.

2. Коллективное планирование. Участники выдвигают и записывают все предложения, вплоть до фантастических. Предложения не критикуются, но могут быть развиты, дополнены. Из предложений выбираются оптимальные. Разрабатывается сценарий дела.

3. Коллективная подготовка. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам. Взрослые помогают, но ничего не делают за детей. Участники действуют вместе.

4. Непосредственное проведение КТД. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе.

5. Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. На нём обсуждается, что получилось, что не получилось и почему.

6. Ближайшее последействие КТД. Намечается программа реализации решений. Обсуждаются планы на будущее.

Социально-воспитательные технологии

Технология НТЛ («Научно-технологическая лаборатория»)

I. Цель: получение школьниками опыта деятельного моделирования исследовательской и изобретательской деятельности в привлекательных для них формах коллективной деятельности.

II. Этапы

1. Мотивационный этап: настрой на объединительную интеллектуальную работу ради достижения конкретного интеллектуального практического продукта.

2. Создание команд «лаборантов».

3. Работа команд над изобретением, открытием. 

4. Коллективная презентация и экспертиза изобретений, открытий.

5. Символическое завершение деятельности НТЛ.

6. Рефлексивный этап.

III. Условия и ограничения применения технологии

1. Минимальные требования к педагогу (вожатому), руководителю НТЛ:

  • минимальное положительное отношение школьников к педагогу, вожатому;
  • знание и владение технологией НТЛ;
  • желание педагога получить результат.

2. Возраст участников.

Оптимальный возраст – 11-15 лет.

Аргументы:

  • ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками;
  • желание подростков испытать границы возможного и невозможного;
  • стремление подростков почувствовать собственную значимость.

Технология «Спор-клуб»

I. Цель – создание опыта многократного самоопределения в отношении конкурирующих идей и, может быть, позиций, предоставление возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать её. Результатом такого многократного самоопределения, по М. В. Шакуровой, может стать (или укрепиться) социальная идентичность относительно той сферы, в которой предлагается самоопределяться. 

II. Этапы

1. Подготовительный этап.

2. Мотивационный.

Настрой на групповую и индивидуальную работу, на ведение диалога.  Определение темы, относительно которой могут быть выдвинуты несколько примерно равных по привлекательности и социальной ценности позиций.  Презентация темы в эмоционально привлекательной форме. Знакомство с правилами проведения спор-клуба.

3. Основные этапы.

  • Самоопределение 1. Предъявление позиций. Индивидуальный выбор позиций.
  • Самоопределение 2. Личное публичное выступление лидера позиции. Индивидуальный выбор позиций.
  • Самоопределение 3. Конструктивный диалог
  • Самоопределение 4. Аргументированная защита выбранной позиции. Предъявление ценности диалога позиций.

4. Рефлексивный этап.

III. Условия и ограничения применения технологии

Возраст участников – средний и старший школьный возраст. У участников должна быть сформированная речевая культура и, хотя бы на уровне первоначальной информированности, представления об обсуждаемой теме.

Особенности коллектива: Доброжелательный стиль общения в коллективе, отсутствие напряжённости в отношениях.

Особенности ведущего спор-клуба: ведущий, включённый в позиционное общение. Может столкнуться с ситуацией, что его позиция будет доминирующей в системе детских позиций (например, из-за высокого авторитета). Чтобы избежать этого, педагогу нужно удерживать позицию организатора позиционного общения. Особая позиция руководителя спор-клуба заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы.