Технологии воспитания
Технология организации «ситуации успеха»
Автор: Надежда Егоровна Щуркова, российский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор.
Идеи Н. Е. Щурковой:
- культивирование настроения доброжелательности;
- снятие страха перед деятельностью;
- скрытая помощь;
- авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
- усиление мотивов деятельности;
- педагогическое внушение;
- педагогическая оценка.
Алгоритм воспитательного мероприятия:
- определение цели;
- построение содержания;
- подготовка мероприятия;
- проведение мероприятия;
- анализ итогов мероприятия.
Концепция педагогической поддержки
Автор: Олег Семенович Газман, член-корреспондент Российской академии образования.
Под педагогической поддержкой О. С. Газман понимал оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:
- с их физическим и психическим здоровьем;
- социальным положением;
- с успешным продвижением в обучении, принятием школьных правил;
- с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
- с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
О. С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели – цель как идеал и реальная цель. Идеальная цель – это формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть желание самого ученика и объективные возможности семьи, школы общества в целом.
О. С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.
Коллективное творческое воспитание
Автор: Игорь Петрович Иванов, советский педагог, доктор педагогических наук, академик Академии педагогических наук СССР.
В основе технологии – коллективное творческое дело (КТД):
- коллективное, потому, что это товарищеское, межличностное общение детей и взрослых;
- творческое, потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому;
- дело, потому что его результат – общая польза и радость («Дело, а не мероприятие!»).
Этапы организация КТД
1. Предварительная работа. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно.
2. Коллективное планирование. Участники выдвигают и записывают все предложения, вплоть до фантастических. Предложения не критикуются, но могут быть развиты, дополнены. Из предложений выбираются оптимальные. Разрабатывается сценарий дела.
3. Коллективная подготовка. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам. Взрослые помогают, но ничего не делают за детей. Участники действуют вместе.
4. Непосредственное проведение КТД. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе.
5. Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. На нём обсуждается, что получилось, что не получилось и почему.
6. Ближайшее последействие КТД. Намечается программа реализации решений. Обсуждаются планы на будущее.
Социально-воспитательные технологии
Технология НТЛ («Научно-технологическая лаборатория»)
I. Цель: получение школьниками опыта деятельного моделирования исследовательской и изобретательской деятельности в привлекательных для них формах коллективной деятельности.
II. Этапы
1. Мотивационный этап: настрой на объединительную интеллектуальную работу ради достижения конкретного интеллектуального практического продукта.
2. Создание команд «лаборантов».
3. Работа команд над изобретением, открытием.
4. Коллективная презентация и экспертиза изобретений, открытий.
5. Символическое завершение деятельности НТЛ.
6. Рефлексивный этап.
III. Условия и ограничения применения технологии
1. Минимальные требования к педагогу (вожатому), руководителю НТЛ:
- минимальное положительное отношение школьников к педагогу, вожатому;
- знание и владение технологией НТЛ;
- желание педагога получить результат.
2. Возраст участников.
Оптимальный возраст – 11-15 лет.
Аргументы:
- ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками;
- желание подростков испытать границы возможного и невозможного;
- стремление подростков почувствовать собственную значимость.
Технология «Спор-клуб»
I. Цель – создание опыта многократного самоопределения в отношении конкурирующих идей и, может быть, позиций, предоставление возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать её. Результатом такого многократного самоопределения, по М. В. Шакуровой, может стать (или укрепиться) социальная идентичность относительно той сферы, в которой предлагается самоопределяться.
II. Этапы
1. Подготовительный этап.
2. Мотивационный.
Настрой на групповую и индивидуальную работу, на ведение диалога. Определение темы, относительно которой могут быть выдвинуты несколько примерно равных по привлекательности и социальной ценности позиций. Презентация темы в эмоционально привлекательной форме. Знакомство с правилами проведения спор-клуба.
3. Основные этапы.
- Самоопределение 1. Предъявление позиций. Индивидуальный выбор позиций.
- Самоопределение 2. Личное публичное выступление лидера позиции. Индивидуальный выбор позиций.
- Самоопределение 3. Конструктивный диалог
- Самоопределение 4. Аргументированная защита выбранной позиции. Предъявление ценности диалога позиций.
4. Рефлексивный этап.
III. Условия и ограничения применения технологии
Возраст участников – средний и старший школьный возраст. У участников должна быть сформированная речевая культура и, хотя бы на уровне первоначальной информированности, представления об обсуждаемой теме.
Особенности коллектива: Доброжелательный стиль общения в коллективе, отсутствие напряжённости в отношениях.
Особенности ведущего спор-клуба: ведущий, включённый в позиционное общение. Может столкнуться с ситуацией, что его позиция будет доминирующей в системе детских позиций (например, из-за высокого авторитета). Чтобы избежать этого, педагогу нужно удерживать позицию организатора позиционного общения. Особая позиция руководителя спор-клуба заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы.