Алгоритм проектирования урока

Проектирование урока – это процесс целенаправленного создания модели будущего урока.

Алгоритм проектирования

1. Определить место урока в системе уроков.

1.1. Сформулировать тему урока.

1.2. Определить место темы в учебном курсе.

1.3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок (ретроспектива урока).

1.4. Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем (перспектива урока).

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.

2.1. Цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

2.2. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Слова-ориентиры для определения целей урока:

  • научить формулировать цели;
  • сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы);
  • научить выбирать источники знаний;
  • научить систематизировать;
  • научить выявлять общее и особенное;
  • научить выбирать способы решения задачи;
  • сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке;
  • модифицировать, перегруппировать, научить применять;
  • научить приемам самоконтроля;
  • сформировать способность к самооценке.

3. Определить содержание учебного материала урока и деятельность по его освоению.

3.1. Спланировать учебный материал.

3.2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • изучение нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в знакомой ситуации;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

3.3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

3.4. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

5. Разработать структуру урока в зависимости от его типа (комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, урок контроля и оценки знаний).

6. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися результатов собственной деятельности.

6.1. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

6.2. Продумать задание ученикам по рефлексии их деятельности. Это могут быть вопросы: Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме?

7. Разработать домашнее задание на следующий урок.

8. Подготовить всё необходимое оборудование для урока.

Составить список учебно-наглядных пособий, приборов, техники и т. д. Продумать вид и использование классной доски. Подготовить материалы к уроку, включая электронную презентацию (при необходимости).