Методы обучения
Метод обучения – это способ деятельности учителя и ученика, который ведет к достижению поставленной цели.
Классификация методов обучения по уровню познавательной самостоятельности школьников
(И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)
1. Репродуктивные методы:
- собственно-репродуктивные;
- объяснительно-иллюстративные.
Собственно-репродуктивные методы. Деятельность учителя и ученика состоит в том, что:
- учитель сообщает готовую информацию, подбирает инструкции, алгоритмы и задания для учащихся, которые обеспечивают многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;
- учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, выполняют задания, многократно воспроизводят полученные знания.
Объяснительно-иллюстративные методы. Алгоритм деятельности учителя и ученика тот же, только учитель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций.
Репродуктивные методы способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), формированию умений и навыков (через систему упражнений).
2. Продуктивные методы:
- проблемное изложение;
- частично-поисковые (эвристические);
- исследовательские.
Существенным признаком продуктивных методов обучения является совместная деятельность педагога и обучающихся, которая включает:
- выполнение учащимися творческих заданий проблемного характера
- организацию учителем поисковой деятельности.
Метод проблемного изложения состоит в том, что учитель сам ставит проблему и сам её решает, но при этом показывает противоречия и трудности её решения, разные точки зрения на проблему, останавливается на нерешённых аспектах.
Частично-поисковый (эвристический) метод состоит в том, что учитель постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например, предлагает:
- сформулировать вопросы (к картине, карте, тексту учебника);
- найти доказательство;
- сделать выводы из представленных фактов;
- высказать предположение;
- построить план проверки гипотезы.
Исследовательский метод состоит в том, что учитель организует самостоятельный поиск учащимися новых знаний с помощью исследовательских (творческих) заданий.
Выполнение таких заданий требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез;
- построение плана исследования;
- реализация плана, объяснение связей изучаемых объектов и явлений;
- принятие решения;
- проверка решения;
- выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Продуктивные методы обеспечивают глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, овладение методами познания и научного мышления, приобретение опыта творческой деятельности.
Классификация методов обучения по преимущественному источнику знаний
(Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский)
1. Словесные методы
Основной источник знаний – устное или печатное слово:
- объяснение (вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности);
- рассказ (форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер); работа с учебником, книгой (или другим печатным источником);
- рассуждение (вид устного изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам);
- проблемное изложение (изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся, которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем);
- беседа (вопросно-ответная форма изложения, диалоговое общение).
2. Практические методы
Основной источник знаний – практическая деятельность:
- упражнения (планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования);
- опыты (самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала с помощью специального оборудования);
- тренировка (выполнение системы упражнений для выработки отработка определённого навыка);
- лабораторная (практическая) работа (проведение опытов и экспериментов на специальном оборудовании);
- моделирование (построение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью их объяснения и предсказания).
3. Наглядные методы
Основной источник знаний – реальные объекты, наглядные пособия, приборы, модели (в том числе и виртуальные):
- иллюстрация (рассмотрение изображения объекта, процесса, явления (картины, макета, модели, схемы и т.д.) с целью усвоения его образа и особенностей);
- наблюдение (восприятие реального объекта, процесса, явления с помощью органов чувств (в ходе экскурсии, прогулки, похода и т.д.) с целью формирования правильного представления об объекте, процессе, явлении, его изменении и развитии;
- демонстрация, показ (показ опыта, способа действия, прибора, технического устройства, модели и др. для лучшего понимания учащимися их сущности).
Составной частью метода обучения, его структурной единицей является приём. Приём – это деталь метода, его отдельная операция.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения, к которым относятся:
- наглядные пособия (карты, картины, схемы и др.);
- демонстрационные устройства (устройства для показа физических, химических и иных процессов);
- лабораторное оборудование;
- технические средства (компьютерная техника);
- электронные ресурсы.
Важнейшим средством обучения для ученика является учебник.
Тест по теме «Методы обучения»
Этот тест позволит вам проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в классификации методов обучения, их особенностях и практическом применении.