Методы обучения

Метод обучения – это способ деятельности учителя и ученика, который ведет к достижению поставленной цели.

Классификация методов обучения по уровню познавательной самостоятельности школьников
(И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)

1. Репродуктивные методы:

  • собственно-репродуктивные;
  • объяснительно-иллюстративные.

Собственно-репродуктивные методы. Деятельность учителя и ученика состоит в том, что:

  • учитель сообщает готовую информацию, подбирает инструкции, алгоритмы и задания для учащихся, которые обеспечивают многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;
  • учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, выполняют задания, многократно воспроизводят полученные знания.

Объяснительно-иллюстративные методы. Алгоритм деятельности учителя и ученика тот же, только учитель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций.

Репродуктивные методы способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), формированию умений и навыков (через систему упражнений).

2. Продуктивные методы:

  • проблемное изложение;
  • частично-поисковые (эвристические);
  • исследовательские.

Существенным признаком продуктивных методов обучения является совместная деятельность педагога и обучающихся, которая включает:

  • выполнение учащимися творческих заданий проблемного характера 
  • организацию учителем поисковой деятельности.

Метод проблемного изложения состоит в том, что учитель сам ставит проблему и сам её решает, но при этом показывает противоречия и трудности её решения, разные точки зрения на проблему, останавливается на нерешённых аспектах.

Частично-поисковый (эвристический) метод состоит в том, что учитель постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например, предлагает:

  • сформулировать вопросы (к картине, карте, тексту учебника);
  • найти доказательство;
  • сделать выводы из представленных фактов;
  • высказать предположение;
  • построить план проверки гипотезы.

Исследовательский метод состоит в том, что учитель организует самостоятельный поиск учащимися новых знаний с помощью исследовательских (творческих) заданий.

Выполнение таких заданий требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования:

  1. наблюдение и изучение фактов и явлений;
  2. выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез;
  3. построение плана исследования;
  4. реализация плана, объяснение связей изучаемых объектов и явлений;
  5. принятие решения;
  6. проверка решения;
  7. выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Продуктивные методы обеспечивают глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, овладение методами познания и научного мышления, приобретение опыта творческой деятельности.

Классификация методов обучения по преимущественному источнику знаний
(Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский)

1. Словесные методы

Основной источник знаний – устное или печатное слово:

  • объяснение (вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности);
  • рассказ (форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер); работа с учебником, книгой (или другим печатным источником);
  • рассуждение (вид устного изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам); 
  • проблемное изложение  (изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся, которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем);
  • беседа (вопросно-ответная форма изложения, диалоговое общение).

2. Практические методы

Основной источник знаний – практическая деятельность:

  • упражнения  (планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования);
  • опыты (самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала с помощью специального  оборудования);
  • тренировка (выполнение системы упражнений для выработки отработка определённого навыка);
  • лабораторная (практическая) работа (проведение опытов и экспериментов на специальном оборудовании);
  • моделирование (построение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью их объяснения и предсказания).

3. Наглядные методы

Основной источник знаний – реальные объекты, наглядные пособия, приборы, модели (в том числе и виртуальные): 

  • иллюстрация (рассмотрение изображения объекта, процесса, явления (картины, макета, модели, схемы и т.д.) с целью усвоения его образа и особенностей);
  • наблюдение (восприятие реального объекта, процесса, явления с помощью органов чувств  (в ходе экскурсии, прогулки, похода и т.д.) с целью формирования правильного представления об объекте, процессе, явлении, его изменении и развитии;
  • демонстрация, показ (показ опыта, способа действия, прибора, технического устройства, модели и др. для лучшего понимания учащимися их сущности).

Составной частью метода обучения, его структурной единицей является приём. Приём – это деталь метода, его отдельная операция.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения, к которым относятся:

  • наглядные пособия (карты, картины, схемы и др.);
  • демонстрационные устройства (устройства для показа физических, химических и иных процессов);
  • лабораторное оборудование;
  • технические средства (компьютерная техника);
  • электронные ресурсы.

Важнейшим средством обучения для ученика является учебник.

Тест по теме «Методы обучения»

Этот тест позволит вам проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в классификации методов обучения, их особенностях и практическом применении.